УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МДОУ ДС
общеразвивающего вида № 22 УКМО
_________________Т.Г. Блудовская
«16» мая 2024 года
ИНСТРУКЦИЯ
О порядке действий персонала МДОУ ДС общеразвивающего вида № 22 УКМО
при вызове кнопкой вызова лицами с ограниченными возможностями (инвалидами)
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция по сопровождению инвалидов (далее - Инструкция)
МДОУ ДС общеразвивающего вида № 22 УКМО разработана на основании следующих
нормативно-правовых актов:
- Федерального закона от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о
правах инвалидов»;
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой
помощи» от 09.11.2015 г. № 1309;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Плана мероприятий «дорожной карты» Министерства образования и науки
Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» от 02.12.2015 г. № 1399;
- Иных нормативно-правовых и локальных актов.
1.2. Настоящая Инструкция разработана в целях:
- недопустимости дискриминации в Учреждении по признаку инвалидности, то есть
любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо
результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или
осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и
свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной,
гражданской или любой иной области.
- обеспечения условий для беспрепятственного доступа к услугам МДОУ ДС
общеразвивающего вида № 22 УКМО инвалидов проведены следующие мероприятия:
1.3. На входе на территорию МДОУ ДС общеразвивающего вида № 22 УКМО в
соответствии с требованиями СП 30-01-2001 «Доступность здания и сооружения для
маломобильного населения» установлена кнопка вызова персонала.
1.4. Кнопка вызова персонала предназначена для осуществления вызова персонала
(дежурный администратор). Принцип действия кнопки: инвалид нажимает кнопку вызова
персонала и на пульт видео домофона поступает сигнал в звуковом виде, работник
учреждения выходит к лицам с ограниченными возможностями (инвалидам) с целью оказания
услуг, либо помощи по проходу в здание в зависимости от категории лиц инвалидов.
1.5. Основные коды категорий инвалидов, нуждающихся в помощи:
• Код «В» - инвалид передвигается в коляске (нуждается в помощи посторонних лиц
(персонала) при передвижении вне дома).
• Код «С» - инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации (нуждается в помощи
(сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома).
• Код «Е» - инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий либо не действует руками,
нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других ручных
действиях вне дома).
1.5.1. Действия персонала при оказании помощи в соответствии с кодами категорий
инвалидности:
А) Ситуационная помощь инвалиду с кодом «В».
Дежурный администратор по звонку кнопки вызова персонала инвалида с ограничением
передвижения (на коляске, костылях):
- Выходит на улицу.
- Уточняет, цель посещения МДОУ ДС общеразвивающего вида № 22 УКМО (в какой именно
услуге нуждается инвалид), приглашает работника учреждения, который оказывает данные
услуги. Приглашенный работник узнает потребности, оказывает услугу инвалиду.
При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо
помнить:
• Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее,
не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия
инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
• Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
• Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте
положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
Б) Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С».
Дежурный администратор по звонку кнопки вызова персонала инвалида с ограниченным
зрением:
- Встречает слабовидящего инвалида на улице (на входе в здание).
- Открывает входные двери.
- Помогает войти в здание.
-Оказывает услуги с учетом особенностей инвалида.
- Оказывает помощь при выходе из здания.
При общении с и людьми, имеющими плохое зрение необходимо помнить:
• Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%,
остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания
предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем
периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.
• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы
обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
• Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не
командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
• Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите
нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
• Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно.
Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной
документом.
• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его
зрячему компаньону.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных
присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на
спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность
свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует
тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
• Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к
кому вы обращаетесь.
• Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите
его.
• Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает
"видеть руками", осязать.
• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются
жестами.
• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним.
Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека
не закладывайте руки назад - это неудобно.
В) Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Е».
Инвалидам с кодом «Е» необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых
руками.
Дежурный администратор по звонку кнопки вызова персонала инвалида с ограничением
передвижения:
- Встречает инвалида на улице (на входе в здание).
- Открывает входные двери.
- Помогает войти в здание.
-Оказывает услуги с учетом особенностей инвалида.
- Оказывает помощь при выходе из здания.
1.6. Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми сотрудниками.
1.7. В соответствии с настоящей Инструкцией сотрудники проходят инструктаж и
обучение по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и
услуг Учреждения, в том числе с участием персонала (с оказанием помощи на объектах в
преодолении барьеров и сопровождении инвалида).
1.8. Инструктаж проводится руководителем либо ответственным лицом за работу с
инвалидами.
1.9. Для учета работы по инструктажу и обучению сотрудников по работе с
инвалидами ведется «Журнал инструктажа по сопровождению инвалидов» (далее - журнал).
Форма журнала представлена в приложении 1. В журнале ведется запись темы инструктажа,
даты, ФИО, должности сотрудников, прошедших инструктаж, а также ФИО, должность и
подпись сотрудника, проводившего его.
1.10. Допуск к работе вновь принятых работников осуществляется после
прохождения инструктажа и обучения по вопросам доступности объектов и услуг
Учреждения.
1.11. Всем сотрудникам МДОУ ДС общеразвивающего вида № 22 УКМО при
общении с инвалидами соблюдать правила этикета.
1.12. Обеспечить возможность оказания помощи инвалиду в затрудненных ситуациях
во время нахождения в МДОУ ДС общеразвивающего вида № 22 УКМО.
1.13. После предоставления услуги сопроводить инвалида на кресле-коляске (или
другой категории) к выходу из помещения.
1.14. Оказать при необходимости помощь инвалиду при посадке в социальное такси
или иное транспортное средство.
1.15. Соблюдать профессиональную этику взаимоотношений и не допускать
ситуаций, препятствующих получению инвалидом услуг.
Приложение 1
К ИНСТРУКЦИИ
О порядке действий персонала
МДОУ ДС общеразвивающего вида
№ 22 УКМО
при вызове кнопкой вызова лицами
с ограниченными возможностями (инвалидами)
Журнал инструктажа сотрудников МДОУ ДС общеразвивающего вида №
22 УКМО по сопровождению инвалидов
№п/п
Ф.И.О. лица,
проходившего
инструктаж
Должность
Дата
проведения
инструктажа
Подпись лица,
проходившего
инструктаж
Ф.И.О. лица,
проводившего
инструктаж,
должность,
подпись