Советы педагога-психолога
04.03.2021
Бершова Юлия Викторовна
Что должен делать педагог- психолог в детском саду?
21.03.2021
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.) Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, конфиденциальность - одна из этических профессиональных норм психологов. Никаких имён. Вся информация по результатам психологической работы ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи
· Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
· Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
· Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
· Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
· Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, отслеживание динамики развития
· Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
· Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
· Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям: · Психологическая диагностика · Коррекционно – развивающая работа
· Психологическое сопровождение ребенка
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей: · Консультирование по проблемам развития
· Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы · Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
· Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития; · Психологическое просвещение
· Взаимодействие с другими специалистами